- Бессознательное
- — психическая жизнь человека, которая протекает без участия сознания. Существование бессознательного отрицалось Декартом, но уже Гартман создал философию бессознательного.
Бессознательными могут быть и действия человека, и работа памяти, воображения. Например, возвращаясь из школы или работы, индивид может быть погружен в свои мысли, тем не менее, его ноги «сами доводят» до дома. Человек, умеющий писать, озабочен, главным образом, смыслом написанного, не обращая внимания на каллиграфию и грамматику. Бессознательные действия осуществляются автоматически. Они проявляются во время сна, гипноза, при лунатизме и т. д.
Особое внимание к проблеме бессознательного проявлял 3. Фрейд и его ученики. С их точки зрения, бессознательное есть истинная сущность человека. В нем мы находим истоки творчества, основные мотивы деятельности людей.
Другой известный исследователь бессознательного - Юнг - ввел понятие «коллективное бессознательное». Коллективное бессознательное в виде архетипа может содержаться у определенной группы людей, у того или иного народа, у всего человечества. Д. Н. Узнадзе в рамках «психологии установки» рассматривал сложные формы неосознаваемой деятельности, в том числе и художественно-творческой. Согласно его идеям, неосознаваемый аспект присущ различным уровням деятельности организма и организму в целом. Он возникает в результате прошлой деятельности и сохраняется благодаря потребности в результатах этой деятельности.
Например, психологическая установка на художественное творчество формируется на основе прошлого опыта. Она проявляется в виде постоянной потребности к новому творчеству и соединяет для достижения той или иной цели этого творчества все формы психики художника (сознание, волю, воображение, память и т. д.).
На различных этапах создания художественного произведения бессознательное в форме установки действует неравнозначно. На первых норах она проявляется в виде неопределенного по цели стремления к творчеству. Когда замысел художественного произведения уже возник и конкретизируется, то установка становится более активной, динамичной и определенной.
Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.